Ж.Сатыбалдиев (премьер Киргизии): "Мы вынуждены считаться с партийной номенклатурой..." (интервью)

Дата: 02.04.13 г Время: 22:14 Источник: 24kg.org
 

 

Премьер-министр Кыргызстана о достижениях и кадрах без купюр (Часть первая)

02/04/13 Ирина ДУДКА, Жазгуль МАСАЛИЕВА, Юлия КОСТЕНКО

После апрельских событий 2010 года в Кыргызстане успели поработать три кабинета министров. Назвать их работу безупречной язык не поворачивается. Вполне обоснованная критика слышится со всех сторон. Несмотря на это, нынешнее правительство заявляет, что оно достигло больших успехов в международном сотрудничестве, растут экономические показатели.

Однако открытых вопросов по-прежнему много. Когда и на каких условиях Кыргызстан вступит в Таможенный союз? Как будет урегулирован вывод американской авиабазы? Не помешает ли это реализации многомиллионных проектов? О том, куда движется республика и какие планы строит на будущее, в интервью ИА "24.kg" рассказал премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев.

- В Кыргызстане принята новая структура правительства, часть функций передана в другие ведомства. Дают ли эти изменения положительные результаты?

- Изменения структуры - практически нет, перераспределены только некоторые функциональные обязанности. Мы передали от одних ведомств в другие более 170 полномочий.

В частности, меня и мое правительство критикуют за то, что фискальную политику, касающуюся налогообложения, передали Министерству финансов. Это исходило из того, что за доходную и расходную части бюджета отвечает Минфин, он и должен разрабатывать фискальную политику, а Минэкономики - оппонировать в этом процессе. Ранее ведомство само разрабатывало политику, применяло ее и защищало интересы предпринимателей. Мы считаем, что при этом перераспределении функций выиграет только бизнесмен.

Кроме того, перераспределены дублирующие функции Таможенной и Пограничной служб - фитосанитарные, ветеринарные, транспортные. Такая оптимизация структуры будет проводиться постоянно. Это жизнь, она не стоит на месте. Мы не приняли окончательную форму, совершенству нет предела. Обязанности должны распределяться функционально. Порой жизнь подсказывает намного лучше, чем мы читали в учебниках. Мы оставили нетронутой Государственную инспекцию по технической и экологической безопасности. Ветеринарию, наоборот, вернули в Министерство здравоохранения. Нареканий со стороны получателей услуг стало меньше.

Рабочая комиссия будет и дальше изучать функциональные обязанности. Сейчас мы переходим на областной и районный уровень оптимизации. Без анализа районов мы никогда не добьемся, кто за что отвечает. Если этого не сделать, население всегда будет недовольным. Я считаю, что эту работу нужно продолжать.

- У общественности к вам ряд вопросов по кадровым назначениям. Идете ли вы на поводу у тех, кто продвигает своих по службе?

- Могу однозначно заявить, что ни у кого не иду на поводу. Я принимаю решение, особенно что касается кадровых назначений, после консультаций с экспертами, кураторами, вице-премьерами. Шамиля Атаханова мы повысили, чтобы реформирование правоохранительной системы происходило эффективно, комплексно. Второй год продолжается судебная реформа, если не реформировать правоохранительные органы, то результата не будет.

Что касается увольнения Байсалова. Эдиль - молодой парень, его опыт мы будем использовать. Но каждому времени свои требования. Там собрались молодые ребята, и, к сожалению, опыта в данной сфере у них не оказалось. Мы не можем кого-то оставлять, чтобы он рос. Кто получает услуги Министерства социального развития, требует качественного обслуживания не завтра, а вчера. Из двух зол мы выбрали наименьшее.

- Неоднократно к вам поступали представления на назначение руководителей подразделений ГРС с небезупречной репутацией...

- В Государственной регистрационной службе нужен системный подход. К этому вопросу мы должны еще раз подойти. Сейчас над этим уже работает межведомственная группа. Мы забрали у ГРС государственную политику и передали ее в ведение Министерства юстиции. В настоящее время необходимо определить, как будут распределены основные функции. Идеи были хорошие, но мы допустили ряд ошибок, которые привели к поспешным решениям.

Действительно, поступают обращения на назначение людей с запятнанной репутацией. Мы проверяем их личные дела. Кандидатуру Эрлана Сапарбаева мы изучали довольно долго, поскольку коалиционным соглашением ГРС была отведена фракции "Ар-Намыс". Это было их главным условием. Ни по одному другому ведомству таких предложений не было. Мы вынуждены считаться с партийной номенклатурой. Заместителей председателя мы выбираем только по профессиональным качествам.

- Недавно был уволен директор ГП "Инфоком", которого вы ранее хвалили. Несмотря на это, приняли представление от председателя ГРС. Объясните, в чем причина.

- Я неоднократно отмечал заслуги директора ГП "Инфоком" Кирилла Исмаилова. Когда я только пришел на должность главы правительства, он выполнил мое первое поручение и передал персонификацию ID-карт в руки государства. Но одна хорошая работа не заменит другую. Тем более что к нему существует ряд претензий. У меня есть информация, что в его деятельности существуют не только финансовые нарушения. Я передал материалы в правоохранительные органы. Поскольку представление на увольнение поступило с указанием конкретных фактов, мне пришлось заменить его. Надеюсь, я ответил на все интересующие вопросы. Однако в полной мере удовлетворить вас не смогу, так как вопрос ГРС всегда будет открытым и вечным.

- Вы сохранили прежний состав правительства, потом говорили, что в начале весны внесете в парламент новый состав правительства. Когда же он изменится?

- Это каждый понимает по-своему. Я говорил, что по результатам года. Вот у нас 12 апреля будет итоговое заседание правительства, тогда и будет дана оценка.

- А каких министров вы бы отправили в отставку?

- Сейчас я не могу вам этого сказать. Придет время, и вы узнайте. Если я недоволен работой какого-то министра, как премьер-министр я готов и намерен пользоваться своими полномочиями.

- А как вы оцениваете работу правительства? Бытует мнение, что правительство в его нынешнем составе неспособно на реформы?

- Конечно, есть разные мнения, разные оценки нашей работы. Мое дело не хвастаться, а опираться на цифры. Я знал, что будет такой вопрос, и подготовил сравнительную таблицу.

Я готов вам сравнить любой год с нашей работой. Вот, например, 2008 и 2009 годы, которые при прежней власти считались самыми удачными. ВВП в 2008 году был 187,9 миллиарда сомов, в 2009-м - 201,2 миллиарда сомов. Прошлое правительство работало восемь месяцев, а я только четыре. За этот период ВВП составил 304,3 миллиарда сомов. Это развитие или просто цифры?

В 2012 году по сравнению с 2011-м ВВП с января по сентябрь упал на 6 процентов, и мы смогли остановить снижение ВВП. По сравнению с прошлым годом снижение сократилось на 0,9 процента. А вот за январь 2013 года ВВП подняли на 6 процентов, за февраль - на 9 процентов. Это только цифры, мне нечего тут добавить.

Хотите, я вам сравню и по зарплатам? В 2008 году средняя зарплата была на уровне 5 тысяч 378 сомов, в 2012-м уже 10 тысяч 190 сомов, в январе-феврале нынешнего года - 10 тысяч 249 сомов. Средняя пенсия в 2008 году была 1 тысяча 426 сомов, а в 2009-м - 2 тысячи 111 сомов, в 2012-м выросла уже до уровня прожиточного минимума - 4 тысячи 270 сомов.

Будут реформы - будет и стабильность. Вы можете указать за последние полгода хоть одну неделю, когда была стабильность? Не было у нас ни одной стабильной недели! То митинги, то дорогу перекрывают, то еще что-то захватят, то газа нет.

Многие любят сравнивать Кыргызстан со странами СНГ. Из всех стран мы лидируем по выработке электроэнергии и больше всех потребляем ее. У нас и по другим отраслям расходов больше, чем доходов. Нам нужны систематические реформы.

Эксперты подсчитали, что я 23-й премьер-министр за период независимости. Если у нас каждый премьер работает меньше года, то как можно проводить какие-то реформы? Вот для этого мы недавно и приняли дорожную карту. При парламентской системе правления тоже велика вероятность смены правительства, и каждое новое правительство должно разрабатывать новую стратегию, новую программу. Национальная стратегия устойчивого экономического развития как раз для того, чтобы сохранить преемственность, чтобы новое правительство продолжало эти начинания. В стратегии мы постарались объединить все ветви власти. Поэтому некоторые критические замечания о том, что президент вмешивается в экономику, тоже неверны.

Продолжение следует

Комментарии (0)



Добавление комментариев закрыто.